До 2022 мир не видел столь ужасающих по масштабам санкций. Как и стоило предполагать, это отразилось не только на российской экономике. В сфере FMCG наиболее ярко проявилось 4 сферы экономии:
Тех, кто стал экономить на кафе и ресторанах больше всего – 65%. Сосредоточиться на домашней еде – готовы 49%. Столько же граждан стали покупать более дешевые продукты. На алкогольных изделиях экономят около 35% потребителей.
NielsenIQ привёл еще одну интересную статистику. При условии улучшения экономической ситуации 29% людей всё равно будут экономить на ресторанах, 25% – на доставках, 17% – на алкоголе.
Рост цен и падение доходов привели к тому, что более 70 процентов россиян стали экономить на еде и товарах первой необходимости.
В отличие от предыдущих лет, главной мотивацией приобретения товара стала его цена. Также люди еще не отошли от тренда на натуральные продукты и обращают на это внимание во вторую очередь, безусловно, большую роль в выборе, играет питательная ценность продукта.
Ничего не поменялось только в luxury сегменте. Товары премиум класса покупают в таком же объёме, как и прежде.
Следуя мировым тенденциям, 65% жителей России исключили из семейного бюджета походы в заведения общепита. 49% отказались от еды на вынос и стали покупать продукцию более дешевых брендов.
Урезание семейного бюджета характерно и для других стран. 40% граждан Франции решили питаться дома, 46% ограничили заказ еды, 44% переориентировались на продукты эконом-класса.
Это же характерно и для других континентов. В Китае на ресторанах экономят 57% людей, 47% – на доставках, 17% переходят на дешевые продукты.
В Бразилии цифры чуть выше. На общепитах экономит 62% респондентов, 53% экономят на доставках, 50% перешли на более доступные марки продуктов.
Исследование компанией NielsenIQ отечественного рынка FMCG базировалось на сравнении показателей первого полугодия 2021 и 2022 годов. В отличие от остальных, продовольственный рынок показал небольшой рост. В штуках таких товаров приобреталось на 1,2% больше. В рублях этот показатель составил 14,5%. Алкогольной продукции россияне приобрели на 4,2% больше в штуках и на 11,5% в денежном измерении.
Остальные отрасли продемонстрировали отрицательную динамику и рост цен. Бытовая химия и гигиенические товары упали почти на 5 процентов в количественном отношении, но увеличились на целых 10,5% в рублях.
Продажа табачных изделий упала на 6,8% в штуках, но выросла на 5,7% в деньгах, товары для домашнего ремонта упали на 14,2% в штуках, но выросли в рублях на 9,2%. Бытовая техника упала на 11% - выросла на 3%.
А вот какие сегменты показали отрицательную динамику по обоим показателям.
Текстильной продукции продали меньше на 25% в штуках и получили на 15% меньше денег. А хуже всех пришлось рынку автомобилей. Он ушел в минус на 53 с лишним процента в количестве и на 46,1 в денежном эквиваленте.
Что делает человек, когда доходы стагнируют, а цены растут? Правильно, начинает экономить. В первую очередь это касается поездок, предметов роскоши, обновления гардероба и техники. Но в современных реалиях экономить пришлось еще и на еде.
Одна из главных стратегий экономии – магазины с низкими ценами. Так выходят из ситуации 61% граждан. Примерно в полтора раза меньше людей, то есть около 40% ориентируется на отдельные товары по низкой цене. 37% и вовсе покупают лишь необходимый минимум. Следующая категория потребителей (26%) экономит за счет того, что покупает продукты более дешевых производителей. Еще 16% стали реже заходить в магазины, и примерно такой же процент граждан перестал закупаться с запасом. Есть еще одна небольшая, но оригинальная группа потребителей (7%), в которую входят те, кто стал покупать чаще, но в меньших объёмах.
Подводя итог, можно сказать, что, как производители, так и ритейлеры, и потребители потихоньку отошли от стартового потрясения. Медленными темпами, пускай частично, но рынок FMCG начинает возвращаться к норме.