Мерчандайзинг - важный инструмент повышения продаж. Он позволяет презентовать товар в максимально выгодном свете и привлечь внимание покупателей. Очевидно, что без знаний и умений такую манипуляцию провести не получится. Поэтому мерчандайзерам важно проходить обучение - как на первоначальном этапе, так и ежегодно.
Сегодня мы поговорим о том, какие актуальные тенденции существуют в сфере обучения мерчандайзеров.
Мерчандайзер - это не простой работник зала. Если в его задачу входит выкладка продукции, это не значит, что вся работа заключается только в этом действии. Современный специалист активно привлекает внимание покупателей к товару бренда-заказчика.
Мерчандайзеры работают не только с товаром, но и с пространством магазина. По их рекомендациям меняют планировку магазина для максимальной аккумуляции трафика в проблемных местах.
Современный специалист должен работать не только руками, но и головой. Опытный мерчандайзер может заниматься анализом продаж, изучать предпочтения покупателей, следить за тенденциями рынка.
Особенно ценятся работники с развитой креативностью. Они могут придумывать нестандартные решения для продвижения.
Все эти требования актуальны, но не стоит ожидать наличия всех перечисленных качеств у молодых сотрудников. Поэтому этап обучения становится не просто рекомендуемым, но обязательным.
Ритейлеры и бренды осознают, что эффективность мерчандайзинга проявляется только в работе опытных специалистов. Поэтому при найме опытных специалистов предъявляется ряд требований.
Знание рынка и аналитические навыки. Специалист должен быть в курсе трендов рынка, обладать навыками анализа, а также иметь инициативность для выдвижения собственных гипотез.
Креативность и умение работать с визуальными материалами. От мерчандайзеров могут ждать креативности. Она необходима для работы с витринами и торговыми зонами. Чем интереснее задумка специалиста, тем больше привлекается внимание покупателей.
Умение работать с техническим оборудованием. Он должен быть способен эффективно использовать POS-материалы и другие инструменты для управления торговым пространством.
Коммуникабельность и soft-skills. Коммуникабельность и способность работать в команде также необходимы для мерчандайзера. Он должен уметь взаимодействовать с персоналом магазина, менеджерами, поставщиками и другими коллегами.
Организационные навыки. Мерчандайзер должен организовать работу магазина таким образом, чтобы обеспечить оптимальное распределение товаров, минимизировать потери и обеспечить высокий уровень обслуживания клиентов.
Наконец, важная гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям. Это может выражаться как в смене планировки торгового пространства, так и ассортименте товаров.
Требования к современным мерчандайзерам постоянно растут. Поэтому наниматели должны либо поднимать зарплату для привлечения опытных специалистов, либо с умом подходить к соискателям без опыта и их обучению.
В 2024 году можно выделить несколько методов обучения. Первый - классический. Работника инструктируют в самой торговой точке. Старший сотрудник может рассказать тонкости и нюансы, но сильной заинтересованности в обучении у него нет. Такой подход замедляет рост работника как профессионала, но все равно широко применяется в целях экономии.
Второй - расширенный. Некоторые компании обустраивают учебные центры, чтобы разделить процесс погружения в профессию на два этапа - теорию и практику. Информацию дают уполномоченные сотрудники, обладающие подходящим опытом. В торговой точен же проходят стажировку под контролем супервайзеров.
Третий - современный. С помощью интерактивных онлайн-курсов и тренингов обучающиеся могут узнавать о новых методиках и приемах работы, а также применять их на практике. Увеличить эффективность такого обучения можно с помощью геймификации. Обучающие игры позволяют сотрудникам не только узнавать новую информацию, но и практиковать ее в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.
Выбор метода обучения зависит от желания нанимателя. Мы же уверены, что сотрудники могут стать профессионалами только при комплексном подходе: практике, использовании систем дистанционного обучения и реальных занятиях с экспертами.