Магазины формата дрогери активно набирают популярность в Казахстане. Причина проста - они предоставляют самые важные товары повседневного быта без распыления на продукты. Кроме того, обычно дрогери находятся в шаговой доступности. Поэтому потребители знают, что найти нужную вещь для дома или себя не составит труда.
Дрогери имеет свои особенности как в плане наполнения ассортимента, так и в вопросах мерчандайзинга. Об этом мы сегодня и поговорим.
Дрогери сторы - точки, где всегда можно найти любую вещь для быта. Можно сказать, что половина - это товары для здоровья и красоты, а другая - для дома и уюта. В некоторых сетях есть и пищевые продукты, но они занимают не более 5% ассортимента.
Большое количество товаразатрудняет работу с планограммами и организацию мест хранения. При этом мерчандайзеры должны выполнять множество задач - от зонирования до выкладки ассортимента. Любая работа с ассортиментом должна решаться быстро и системно, поскольку пустые места или неправильные сочетания воспринимаются покупателями намного серьезнее, чем в продуктовых магазинах.
Важно оптимизировать мерчандайзинг, для чего стоит обратиться к следующим способам.
Оптимизацию нужно начинать с определения категорий продукции и стандартизации работы с каждой из них. Например, возьмем категорию косметических товаров. Это популярный сегмент, который в разные сезоны имеет своих фаворитов. В теплое время года наиболее доступные полки должны занимать средства от аллергии, средства от насекомых, средства от и для загара. Зимой ассортимент популярных полок должен сменяться на густые кремы, бальзамы для губ, праздничные открытки, подарочные наборы и др.
Далее нужно выявить самые продаваемые и непопулярные позиции. Выровнять показатели можно, если расположить близко первую и вторую категорию.
Товарное соседство - очень чувствительный момент в дрогери. Нельзя размещать рядом продукцию противоположных назначений. Люди привыкли покупать далеко не один товар за посещение. Если же рядом они видят не сопутствующий продукт, а что-то неподходящее, то они быстро переведут внимание. Дополнительная продажа не происходит.
Одно из самых популярных направлений в дрогери - пищевые добавки и БАДы. Они мало подвержены сезонным колебаниям, поэтому нужно обеспечить не только постоянное наличие на полках, но и хорошие места. Часто можно встретить выделение 4-5 полок под эту продукцию.
Ассортимент в разных торговых сетях мало отличается. Поэтому для уникализации нужно создавать индивидуальные витрины для каждой группы товаров. Для этого требуется четкое руководство по мерчандайзингу, в котором будет описан каждый шаг правильной работы.
Основная аудитория дрогери сторов - покупатели, живущие в радиусе двух кварталов от магазина. 95% из них – женщины от 25 до 50 лет. Чаще всего они выбирают несколько категорий товаров, среди которых продукция для ухода и для быта.
Нужно проанализировать основные потребности этой аудитории и сделать процесс покупки более интуитивным. Например, чтобы за стеллажом с одним популярным товаром следовал стеллаж с другим. Так корзина будет пополняться намного активнее, а процесс покупки принесет больше положительных эмоций.
Далеко не все покупатели приходят в такие магазины за ассортиментом популярных брендов. Но стоит понимать, что часто бренд говорит о качестве. Поэтому в точке должно правильно распределяться место под популярную и непопулярную продукцию.
Если брендовые товары приносят хороший доход, то им нужно выделить больше места. Когда нужно поднять популярность и других продуктов, то нужно разместить их рядом с популярными.
Помимо категорий, важно выделить в торговом зале и отдельные зоны.
Например, для акционных и сезонных товаров стоит выделить место возле входа и рядом с кассой. Прикассовая зона подходит и для размещения мелкого и недорого ассортимента.
Зона с самыми популярным ассортиментом должна находиться максимально удаленно от входа, при этом оставаясь на виду. Человек должен видеть нужный продукт с самого входа. Такое удаление делается не из вредности, а для того, чтобы покупатель мог оценить и другой ассортимент.
Отдельно можно разместить зоны и по другим параметрам - для мужчин и женщин, для взрослых и молодых и тд. Каждая зона найдет свою аудиторию, но, в первую очередь, нужно учитывать интересы целевых покупателей.
Как и в продуктовых магазинах, в дрогери есть свои лучшие места. Это те полки, которые собирают максимальное внимание. Их отводят либо под самый популярный товар, либо под продвигаемый. Но что делать с остальными местами?
Всегда нужно анализировать показатели продаж конкретной продукции с учетом ее местоположения. Если спрос остается на низком уровне или теряет позиции, то время делать перестановку.
Важно экспериментировать. Только так можно убедиться, что планограммы не содержат пассивных, то есть непопулярных товаров, и, что ассортимент соответствует потребностям клиентов магазина.
Дрогери имеют свою крепкую аудиторию. Она ожидает, что ассортимент всегда будет представлен в полном объеме.Мерчандайзинг в таких точках требует большего внимания. Полки должны быть наполнены, сопутствующие товары - логично размещены, категории - адекватно распределены.