Владельцы бизнеса всегда стремятся повысить доходы, в том числе и за счет экономии. По этой причине многие сокращают расходы на аудит, предпочитая проводить его «своими силами». Иначе говоря, поручают одним сотрудникам проверять других. Но здесь возникают сложности.
В небольших организациях, где можно дополнительно нагрузить персонал и делегировать ему проведение аудита, существует риск кумовства. В больших компаниях это сложно сделать из-за масштаба.
В то же время независимые проверки сразу укажут на слабые места вашего предприятия.
Так, вы будете знать над чем работать, что в дальнейшем принесёт прибыль. Приведем пример.
Один известный бренд решил заказать независимую проверку. Прибыль стала заметно падать, и работать, как раньше, уже не получалось.
На первый взгляд все было хорошо и работало по отлаженным схемам.
Но после независимой проверки нашёлся-таки источник, который негативно влиял на продажи. Оказалось, что дистрибьютор развозил товары только в гипермаркеты. А вот магазины шаговой доступности обходил стороной. В результате объём продаж оставался только в плане.
То есть гипермаркеты по-прежнему заказывали большие объёмы товара. Правда, он пылился у них на полках, что вполне естественно для крупных торговых сетей. А вот реальные продажи упали. Упали они из-за того, что дистрибьютор не развозил товар по магазинам шаговой доступности. Соответственно, представительство бренда локализировалось в одной точке, и он стал терять покупателя.
Из примера видно, что независимый анализ повышает доходы, выявляя точки роста. И дело не только в том, что такой проверяющий смотрит свежим взглядом. У компаний, которые занимаются мерчендайзинговым аудитом, разработаны чёткие алгоритмы работы.
Для каждого отдельного случая организуется своя проверка. Где-то это будет тайный покупатель, где-то фотофиксация недочетов раскладки товара, где-то диалоги с сотрудниками и так далее. У аудитора всегда под рукой чек-лист по которому он работает.
Соответственно он всегда может подсказать персоналу, как исправить тот или иной недочёт, указать на слабые места сразу во время проверки. Также проверяющая компания может оставить видеоинструкции либо собственные чек-листы, которые можно использовать для дальнейших проверок самостоятельно.
Как выглядят результаты проверки?
Результаты предоставляются заказчику также в видео чек-листов. Иначе говоря, это будет список болевых точек бизнеса и рекомендаций по их нейтрализации.
Кроме того, результаты проверки могут включать:
- фотоотчёты;
- видеоотчёты;
- аудиозаписи;
- замечания и комментарии аудитора.
Благодаря современным средствами связи заказчик может получить отчёт сразу после проверки с привязкой к конкретной геолокации. Это очень удобно, так как сразу можно увидеть, в каких торговых точках имеются те или иные проблемы. Также аудит включает не только список недочётов, но и советы по исправлению.
Аутсорсинговые компании по аудиту с большим опытом обычно при анализе делят бизнес на категории. Это нужно для того, чтобы не проверять каждую торговую точку. Достаточно сделать выборку локаций по определённым категориям. Затем взять эти результаты и наложить на остальные магазины. Точность такой экстраполяции достигает 85-90%. Если всё правильно организовать, будет заметно, что большинство ошибок типовые, а значит, их можно проецировать на те места, которые остались вне зоны проверки.
Один из наибольших соблазнов при заказе аудита – сэкономить на нём. Например, нанять одного человека и поручить ему проверить все: торговые залы, раскладку товаров, работу сотрудников.
Очевидно, что это физически невозможно. Даже если не брать в качестве примера такие экстремальные варианты, а представить, что компания может заказать урезанную проверку, нужно помнить, что исследование, проведенное не до конца, может негативно отразиться на продажах.
Аудит не должен быть дорогим или дешёвым. Он должен быть ровно таким, который нужен вашему бизнесу. В этом случае все издержки на приглашение аудиторской компании окупятся будущей прибылью.