Мерчандайзинг и маркетинг могут показаться идентичными понятиями, но это не соответствует действительности. Первый отвечает за представленность товара в торговой точке, второй - за его освещение и репрезентацию в массах. Их общей конечной целью является подталкивание к совершению покупки.
Их реальное применение показывает, что используются разные инструменты, ставятся отличающиеся цели и задачи. При этом и маркетинг, и мерчандайзинг оказывают влияние друг на друга. Об этом мы сегодня и поговорим.
Мерчандайзинг представляет собой комплекс действий, мероприятий и инструментов, обращение к которым позволяет повысить лояльность покупателей к конкретному продукту или бренду. Чем качественнее мерчандайзинг, тем чаще на ассортимент обращают внимание. Затем это конвертируется в продажи.
Чтобы мерчандайзинг был эффективным, нужно понимать психологию покупателей и конкурентов. Без отличительных особенностей и постоянного роста качестве сервиса бренд может быстро уйти в тень.
Роль мерчандайзера
Хорошим мерчандайзером может быть далеко не каждый работник. У специалиста должен быть аналитический склад ума, расторопность и чувство ответственности. Для качественной работы недостаточно просто выставлять продукты в торговый зал. Нужно всегда контролировать свои и чужие полки, сроки годности, остатки. При этом дельный мерчандайзер может помочь с проведением маркетинговых мероприятий, так как обладает большим пониманием текущих запросов потребителей.
Благодаря маркетингу о бренде начинают узнавать. При этом качественная рекламная компания имеет более комплексную задачу. Она стремится выделить ценности бренда и товара, распространить их для решения проблем целевого клиента и, в конечном итоге, позволяет получить оптимальную прибыль.
Маркетинг является комплексным явлением. Обычно в нем выделяют 4 элемента. Это продукт, цена, место, продвижение. В совокупности они представляют собой маркетинг-микс.
Давайте рассмотрим каждый элемент.
Продукт – это свойство или услуга, продаваемая целевой аудитории.
Цена отвечает за реальную стоимость продукта или услуги. Она должна балансировать между доступностью и возможностью получить прибыль.
Место – это то, где продукт продается. Можно выделить как конкретные точки, так и каналы распространения. Перед выбором места нужно просчитать рациональность его размещения в данном конкретном магазине и канале. Для этого учитывают объем трафика, его платежеспособность и запросы.
Продвижение – это то, как рекламируется продукт или услуга. При продвижении продукта следует учитывать многие факторы. Начальный бюджет, плановые показатели, сезонность, уровень спроса и текущие потребности клиентов. Реклама должна отвечать на запрос потенциального клиента, предлагая ему решение его проблемы.
Аналитики shopify.com добавляют еще два пункта – персонал и презентацию.
Персонал отвечает за то, чтобы товар продавался в нормальных условиях. От уровня их квалификации зависит отношение людей к продвигаемому бренду.
Презентация должна аккумулировать в себе итоги анализа большого объема информации. При первом взгляде на продукт человек должен ощутить желание его приобрести. Для этого проводится работы над упаковкой, информированием, выкладкой и другими элементами реальной презентации.
Так каким образом мерчандайзинг и маркетинг связаны? Краткий ответ - они влияют друг на друга.
Например, маркетинг приводит к тому, что в точку распространения продукции приходит больше людей. Нужно превратить этих посетителей в покупателей, поэтому работа с товарами должна проводиться более качественно.
Другой вариант - обратное влияние. Мерчандайзинг настолько хорошо работает, что приходится вносить корректировки в маркетинговую стратегию. Это может быть снижение цены, обращение к целевой аудитории, предоставление бонусов за покупку для большего охвата.
Таким образом, розничные продавцы могут использовать различные инструменты, методы и тематические исследования для реализации эффективных стратегий мерчандайзинга и маркетинга. При этом необходимо добиваться их согласованности. Если хорошо работает одно, то другое должно действовать аналогичным образом. Без рекламы работа с товарами просто не понадобится, так как не будет спроса. Без мерчандайзинга маркетинг не может быть полноценным, так как он не может полноценно показать товар в выгодном свете.