Спрос на стационарных мерчандайзеров постепенно сходит на нет. Связано это не только с сокращением бюджетов, но и с ростом числа магазинов. Если современный специалист за день посещает 5-10 точек, то на перемещение тратится около 3 часов времени. И это при условии эффективной маршрутизации.
Эффективным может считать такой путь, который прокладывается с учетом всех возможных остановок и затрачиваемого на пребывание в магазине времени.
Правильный подход к маршрутизации имеет ряд нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.
Сейчас в ритейле можно встретить два подхода к составлению маршрутов. Первый - ручной.
Ручной режим маршрутизации работает следующим образом: мерчандайзер получает задание обслужить несколько точек. В определенное время он выходит на маршрут и двигается по пути, выстроенном картографическим ПО.
К этому варианту прибегают реже, так как он не является эффективным. Причина в низкой точности таймингов. Мобильное ПО с картами не может точно указывать время, которое нужно для перемещения из точки в точку.
Другим существенным минусом ручной маршрутизации является невозможность контроля сотрудников. Супервайзер составляет маршруты, а остальные нюансы остаются на мерчандайзерах. Они могут ошибиться с транспортом, посетить точку без задач, а в некоторых случаях - просто сойти с маршрута по своим делам. И здесь не будет ничьей вины, так как контроля со стороны работодателя просто нет.
Не забудем и про отсутствие возможности для оценки эффективности маршрута. ПО с картами может каждый раз предлагать новые пути, многие из которых могут вызывать проблемы или дополнительные затраты времени.
Другой вариант маршрутизация - автоматизированный. Все процессы осуществляются программами и сервисами. Такой подход дает возможность не только выстраивать эффективные маршруты, но и упрощать ряд других задач. Например, в ПО можно формировать планограммы, фиксировать пиковые периоды, планировать посещения торговых точек и многое другое.
Профессиональные программы учитывают местоположение работника и предлагают оптимальный маршрут. Учитываются как виды транспорта, так и пробки на дороге. Все это обеспечит не только удобство в работе, но и позволит оптимизировать транспортные расходы.
Автоматизация позволяет оптимизировать графики и нагрузку. ПО может фиксировать смены работников и самостоятельно распределять торговые точки по всем исполнителям. Благодаря этому исчезает необходимость оплачивать простой.
Для заказчиков тоже есть ряд удобств. Например, можно запланировать посещение торговой точки на тот период, когда ожидается поступление новой партии товаров.
Резюмируя, работа с профессиональными инструментами автоматизации позволяет сократить транспортные расходы, минимизировать нецелевые затраты времени и повысить производительность труда без расширения штата сотрудников. На высококонкурентном рынке это является очень важным плюсом, так как с автоматизацией растет эффективность, а с ней - репутация и спрос на бренд.
Профессиональное ПО может стоить достаточно дорого. И это является основной причиной отказа от его использования. Но реальность такова, что экономия с помощью ручной маршрутизации является кратковременной. Компания больше потеряет из-за успеха конкурентов, чем сэкономит на логистике и комфорте работников.