Розничная торговля не стоит на месте. Уже сейчас мы наблюдаем подъем и развитие новых каналов продаж. Изменились и покупатели. Они стали информированными и требовательными. Из-за этого компаниям приходится вести активную борьбу за предоставление клиентам лучшего покупательского опыта.
Привлечение аудитории вырастает в сложную, комплексную задачу. Без аналитики становится невозможно правильно просчитать шаги и выстроить план. Поэтому сегодня мы поговорим об аналитике одного из самых важных инструментов повышения продаж - аналитике мерчандайзинга.
Под этим мы подразумеваем процесс сбора и анализа всех полезных данных из нескольких каналов, проводимых для оптимизации мерчандайзинга и связанных с ним операций.
Благодаря аналитике ретейлеры могут реализовать ряд полезных и эффективных действий.
Полки магазина - основное место продаж товара. Каждая компания-участник рынка понимает важность контроля полки. Отсутствие ассортимента и пустые места в стеллажах быстро приводят к падению продаж и повышению неудовлетворенности клиентов
Бренды должны всегда держать свои полки занятыми. В противном случае свободные места занимает конкурент. Это может привести к иллюзии снижения продаж востребованного продукта и генерировать неверные данные, необходимые для дальнейшего использования. Последствия в таком случае могут быть плачевными - от выведения продукции из ассортиментной матрицы, до падения продаж поставщиков из-за неверно составленной заявки ритейлера.
Важно не просто занять место на полке, но и при удобном случае расширить его. Из-за регулярного обновления ассортимента и появления новых брендов компаниям приходится проводить большую работу по продвижению. Место выделяет в зависимости от того, какой уровень продаж у конкретного продукта. Поэтому аналитика мерчандайзинга может использоваться, чтобы определить склонность потребителей к продукции с последующим убеждением менеджеров магазинов предоставлять больше места.
Рынок заполнен товарами разного качества и назначения. В одном торговом зале может размещаться больше 10 тысяч SKU. Но предоставление большого ассортимента для всех не решает проблему удовлетворения конкретных запросов. Современные покупатели требовательны, у них особые потребности и они хотят персонализированные продукты и услуги.
Исходя из этого, ритейлеры могут использовать аналитику мерчандайзинга для получения информации о настроениях и рыночных тенденциях из различных каналов. Польза этих данных огромна. Именно четкое понимание настроений
Анализировать можно и трафик торговой точки. Ритейлер получает информацию о количестве людей и днях/часах пиковых продаж. Благодаря этим данным можно эффективно распределять ресурсы и персонал.
Анализ помогает выявить объем продаж и коэффициент конверсии. Эта информация помогает выделить неэффективные торговые точки и разработать план действий для исправления ситуации.
Компании получают огромное количество данных о потребителях. После анализа данных ритейлеры могут проводить работу по оптимизации уровня конверсии компании и уровня дохода. Кроме того, аналитика позволяет выявить клиентов из группы риска, определить, какие продукты будут работать хорошо и какой канал продаж для устойчивой работы может потребовать больше ресурсов.
Чем больше данных и тщательнее анализ, тем лучше становится понимание поведения покупателей по каждому каналу. После этого проводится работа по выявлению параметров целевых клиентов и способах их привлечения. Итогом комплекса аналитических работ становится выработка стратегии по персонализации предложений для разны групп и внедрение возможностей для дополнительных и перекрестных продаж.
Торговая точка вмещает огромный ассортимент, за которым бывает тяжело уследить. Ритейлеру в первую очередь нужно обращать внимание на запасы товара, который приносит максимальную прибыль. Поэтому аналитика в данном случае важна для понимания спроса на конкретный товар.
Технологии помогают оптимизировать работу с запасами. Например, в реальном времени показать наличие популярного товара в определенной торговой точке. Если продукции нет, то происходит разработка способов устранения проблемы.
Аналитика помогает сокращать складские запасы. Если в торговой точке большой запас, то данные могут помочь определить другую точку, которая в этой продукции нуждается.
Прогнозы - часть работы любого рынка. Розничная торговля не исключение. Компании делают прогноз уровня продаж, учитывая тенденции рынка и экономические условия в определенный период.
Благодаря аналитике можно составить более реалистичный прогноз, опирающийся на данные по текущим продажам, эффективности работников и сезонности.
Бренды не могут осваивать рынок без работающих маркетинговых компаний. Другой вопрос, что реклама может быть неэффективной из-за неправильного учета условий. Аналитика помогает избежать проблем при запуске любых маркетинговых мероприятий: интернет-рекламы, промо и других активностей. Своевременное получение и обработка информации помогает маркетологам оптимизировать таргетинг, сокращать расходы, находить лучшие каналы и время выхода на рынок.
На аналитике завязана каждая часть процесса торговли. Поэтому компании должны обеспечить себе постоянный доступ к актуальной информации и проводить тщательную работу по обработке данных. Только так можно говорить об оптимизации и повышении эффективности.